Формальная композиция

Формальная композицияПри создании формальной композиции могут ставиться и решаться различные задачи. В одном случае такой задачей может быть передача ощущения тяжести, монументальности формы, в другом — легкости, невесомости, изящества и т. д. Для успешного решения намеченных задач необходимо использовать опыт, накопленный мировой практикой многих поколений художников. Сюда можно отнести эффект передачи устойчивого зрительного равновесия всех элементов композиции, который создается путем их размещения определенным образом. В процессе зрительного акта каждая линия, пятно, предмет, фигура в изобразительной плоскости воспринимается с определенным весовым ощущением. Отметим, что наши глаза неодинаково ощущают разные части картинной плоскости: происходит недооценка нижней и переоценка верхней части. Это следствие того, что, трактуя картинную плоскость как условное пространство, мы сообщаем ей качества, присущие реальному миру.

Если нарисовать в геометрическом центре картинной плоскости круг, то возникнет ощущение тяжести, его давления на нижнюю часть. А сама картинная плоскость будет казаться меньшей по размерам. В нашем представлении верх картинной плоскости по ассоциации воспринимается небом, а низ — землей. Физиологическая особенность нашего зрения такова, что движение глаз происходит свободно и непринужденно в направлении слева направо, нежели наоборот. В силу того что восприятие левой и правой частей картинной плоскости неодинаково, возникает необходимость учета указанных факторов. Поэтому, чтобы круг воспринимался в центре картинной плоскости, возникает необходимость корректировки: его нужно слегка поднять вверх и сдвинуть чуть вправо. Это положение справедливо не только для геометрических фигур, но и для предметного ряда. Поясним это на примере рис. 65 на цв. вкл. . Воспринимая определенный формат изобразительной плоскости как единое целое, глаз художника видит любой нарисованный в ней предмет в связи с этим целым. Если в любой части данной плоскости мы нарисуем предмет, то он будет привлекать наш взгляд, делая свободную от изображения часть лишней, так как нарушается целостность видения. Поэтому любой предмет, попадающий в поле нашего зрения вместе с его окружением, нуждается в корректировке для достижения равновесия между левой и правой частями изобразительной плоскости, между верхом и низом.

Похожие записи

  • 12.05.2015 Психическая сила краски Психическая сила краски, как отмечал В. Кандинский, рождает вибрацию души . При этом он […]
  • Как научиться рисовать красиво24.07.2023 Как научиться рисовать красиво Искусство рисования является одним из самых популярных хобби, которое позволяет выразить […]
  • 12.09.2016 Ломаные линии В. Кандинский рассматривает классификацию трех видов линий: ломаных, волнообразных и […]
  • 17.05.2015 Художественная форма Сам художник считал, что писать нужно не только «вещи», но и свое отношение к ним, […]
Интересные статьи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

2a8f6413f6abb109