Цветовая подборка

Цветовая подборкаВпервые мысль о воздействии на зрителя абстрактным сочетанием цветов, «цветовой подборкой», была высказана в 1903 г. французским худож — ником-фовистом А. Дереном. Однако если внимательно присмотреться к творчеству многих русских художников конца XIX — начала XX в., например Ф. Малявина, опиравшегося на народные традиции, то в цикле его картин «Русские бабы» мы обнаружим цветовой симбиоз реальных и абстрактных форм. Особенно наглядно проявляется подобная тенденция в творчестве М. Врубеля. Это можно проследить на примере многих картин: «Демон сидящий», 1890 г., «Демон летящий», 1899 г., «Демон поверженный», 1902 г., «Сирень», 1900 г., и др. Колорит монументальных работ М. Врубеля отмечен декоративностью, звучностью цвета, повышенной эмоциональностью и расплывчатой предметностью. В картине «Сирень» нет четкого рисунка веток сирени, а «отступание и выступание» пятен достигнуты благодаря фактуре красочного слоя и явлению абстрактной «фигуры и фона» . Как считает искусствовед Е. Н. Петрова, именно М. Врубель создал элементы абстракционизма в русском искусстве, и такая точка зрения имеет все основания. Несомненно, что картины этого художника оказали определенное влияние на мировоззрение современных ему мастеров, в том числе и на В. Кандинского.

Идейной основой возникновения абстракционизма в искусстве послужила диссертационная работа немецкого искусствоведа В. Воррингера «Абстракция и вчувствование», выполненная в 1906 г.

Беспредметного направления придерживался некоторое время и К. Малевич. Для него форма существовала в единстве с цветом. Большое внимание он уделял поискам взаимосвязей между восприятием формы и цвета. Основываясь на экспериментах с цветовыми ассоциациями, вызываемыми различными геометрическими телами, он пришел к выводу, что всякое изменение формы приводит к изменению ее «оцвечивания» в процессе зрительного восприятия. Надо понимать, что речь идет не о буквальном изменении цвета, а лишь о предрасположенности совместного восприятия определенной формы и определенного цвета.

Похожие записи

  • 03.06.2015 Особенность мышления художника В. С. Кузин отмечает, «что особенностью мышления художника, обусловленной активным […]
  • 21.05.2015 Ценность сюжета Абсолютную ценность сюжета, как мы знаем, впервые отвергли импрессионисты, которые […]
  • 13.06.2015 Психические процессы Психические процессы, в том числе творческие, можно отнести к процессам, происходящим […]
  • Как стать художником26.07.2023 Как стать художником Художественное творчество - это одна из самых восхитительных форм самовыражения и […]
Интересные статьи

Copyright © 2015. All Rights Reserved.

2a8f6413f6abb109